Человеку после инсульта необходимо все силы направить на восстановление своего здоровья независимо от причины болезни. После медикаментозного лечения реабилитация полностью зависит от степени тяжести инсульта и состояния больного.
Специалисты определяют какие участки мозга повредились и составляют индивидуальную программу реабилитации. Одним из самых распространенных постинсультных расстройств является нарушения речи. Обычно оно появляется вместе с дефектами физической двигательности.
Речевые расстройства могут быть разных видов и проявляются индивидуально. Поэтому для их восстановления подбирают специальные методики, которые применяются на практике сразу после разрешения лечащего врача.
Степень нарушения зависит от пораженной зоны мозга. Для пациента восстановление речи очень тяжелый процесс, поскольку теряется его адаптация в социальной среде, прежние привычки и коммуникативные навыки. Для того, чтобы вернуть нормальную способность говорить понадобится больше времени, чем на нормализацию физических способностей человека. Даже при ее сохранении после инсульта, возможны повреждения, которые требуют медикаментозного лечения и других методов их исправления.
Чтобы понять, как можно вернуть речь после инсульта, необходимо разобраться в видах ее нарушения. У человека, перенесшего инсульт, речевые нарушения могут быть следующие:
- Афазия. Человек теряет функции речи из-за поражения левого полушария мозга.
- Дизартрия. Нарушен речевой аппарат. Поражается произносительная постановка голоса, артикуляция, ритм и образование голоса.
Афазия подразделяется на следующие виды:
- При моторной афазии человек с трудом произносит некоторые звуки и буквы, но в целом окружающие его понимают. В случае тяжелой стадии поражения речи пациент не разговаривает, трудно произносит даже звуки, а ее восстановление невозможно.
- Во время сенсорной афазии нарушается понимание речи пациентом. Слух и голос сохраняются, но человек теряет понимание того, что он говорит. Речь теряет смысл и наполнена пустыми словами.
- Афазия смысловая характеризуется тем, что человек не понимает значение простых предметов. Например, он не знает, что из чашки можно пить воду, а ложкой есть еду.
- При тотальной афазии больной теряет способность говорить и произносить любые звуки.
Упражнения по восстановлению произношения лучше проводить одновременно с приемом лекарственных средств для кровообращения головного мозга. Вместе с логопедическими занятиями проводят массажные процедуры и физические упражнения. Важным моментом после инсульта является помощь и поддержка близких людей человека. Они должны стимулировать речь разговорами, чтением книг для пациента и совместным просмотром телевизора.
После инсульта у людей часто наблюдается дисфония. Это могут быть частичные нарушения голоса. Из-за изменений в коре головного мозга, возникают расстройства тембра, силы голоса. Дисфония характеризуется чувством комка в горле, боли и дискомфорта.
Методы лечения афазии
В каждом виде афазии применяют разные методы ее лечения.
Восстановление речи с помощью логопедов. Если степень афазии не тяжелая, то логопедической упражнения совместно с медикаментозной терапией дают прекрасные результаты. Занятия проводят, чтобы привести в активность правое полушарие мозга. С помощью постоянных тренировок можно восстановить речь, но этот процесс очень длительный.
В более сложных случаях используют хирургический метод. С помощью операции улучшается кровоснабжение поврежденных участков головного мозга.
Физиотерапевтические методы с применением приборов, особенно эффективны при моторной афазии.
Рефлексотерапия с применением иглоукалывания, которое улучшает обмен веществ в организме и кровоснабжение мозга.
Чтобы пациент смог выговаривать слова, понадобится работа с навыками нижней челюсти. Нужны занятия с логопедом по восстановлению функции глотания, медикаментозная терапия и комплекс упражнений с языком. Например, поочередно расслаблять и напрягать высунутый язык, делать им круги и выполнять упражнения для губ и мышц челюсти.
Перед началом лечения надо знать, что этим должен заниматься только специальный доктор афазиолог или фониатр. Его методы работы отличаются от упражнений для развития речи у детей. Также терапию лучше проводить в течение первых месяцев после болезни, иначе процесс может усложниться. Заниматься стоит не реже 3 раз в неделю, а для лучшего результата их стоит проводить каждый день. Время на упражнения в начале не должно быть больше получаса, чтобы больной не переутомлялся. Лечение должно разделяться на работу с логопедом и на самостоятельные занятия.
Восстановление речи после инсульта — это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода. Врачи подчеркивают важность ранней диагностики и начала реабилитации. Логопеды рекомендуют индивидуальные занятия, которые включают упражнения на дыхание, артикуляцию и фонетику. Использование современных технологий, таких как приложения для тренировки речи, также может оказать значительное влияние на процесс восстановления. Кроме того, врачи отмечают, что поддержка близких играет ключевую роль в мотивации пациента. Психологическая помощь и создание комфортной обстановки способствуют более быстрому прогрессу. Важно помнить, что каждый случай уникален, и успех зависит от индивидуальных особенностей пациента и его готовности к занятиям.
Специальные упражнения
Суть занятий по возвращению речевых функций пациента заключается в повторении несложных звуков и слов. Повтор каждого осуществляется до 10 раз:
Максимально высунуть язык, при этом издавая шипение подобно змее. Вытягивать шею и задержаться в таком положении три секунды, затем отдохнуть и повторить снова.
- Показывать все свои зубы. Можно упражнение делать без звука.
- Широко улыбаться, не показывая зубы.
- Подобно звуку цоканья копыт лошади, дотрагиваться зыком до неба.
- Пытаться дотянуться кончиком языка к носу, а затем к подбородку.
- Дотянуться до подбородка верхней губой.
- Сложить губы в колечко.
- Свернуть язык в трубочку и высунуть его.
- Чмокать губами, как при воздушном поцелуе.
- Сложить губы в виде рупора и попробовать потрубить ими.
Поочередность выполнения упражнений любая.
Вместе с логопедическими упражнениями пациента следует учить письму и чтению, потому что они способствуют развитию речи. Если правая рука сильно повреждена, то надо учиться писать левой.
После инсульта восстановление речи становится важной частью реабилитации. Многие пациенты и их близкие делятся опытом, как это непростое, но возможное занятие. Врачи рекомендуют начинать с простых упражнений, таких как произнесение звуков и слогов. Некоторые отмечают, что занятия с логопедом значительно ускоряют процесс. Важно также поддерживать эмоциональный настрой: общение с родными и друзьями помогает не только в восстановлении, но и в укреплении уверенности. Многие пациенты находят вдохновение в историях других людей, которые преодолели трудности и вернулись к полноценной жизни. Главное — не сдаваться и продолжать работать над собой.
Рекомендации
Занятия специалисты рекомендуют проводить дома. В домашней атмосфере человек сможет быстрее расслабиться и сосредоточено выполнять все задания логопеда. Близким не нужно присутствовать при выполнении упражнений, потому что это может отвлечь его внимание. Родственникам стоит всегда оказывать больному поддержку и хвалить его за малейшие результаты. Им не стоит разговаривать при нем о сложных моментах ухода за пациентом.
Первое занятие доктор начинает с детального осмотра больного. Чтобы выбрать комплекс упражнений, врачу необходимо определить реакцию человека после инсульта на тихий голос, шепот. Первые упражнения должны быть достаточно простые для человека, чтобы он смог их выполнить без больших усилий. Далее занятия усложняются. Лучше их проводить в форме беседы. Заниматься нужно регулярно, особенно в первые годы после нарушения мозгового кровообращения, тогда процесс выздоровления происходит быстрее и легче. Наибольший эффект как правило проявляется в первые 6 месяцев.
Если человек занимался пением до болезни, то хорошие результаты будут после использования этого навыка с помощью доктора. Тексты песен лучше петь знакомые и понятные больному. Также полезно приговаривать скороговорки, если пострадавшему это под силу.
Логопеды успешно используют метод рисования и карточки с нарисованными предметами, чтобы восстановить речь у людей с сенсорной афазией. Пациенту показывают изображенный предмет, а затем он пытается его повторить в своем рисунке.
Родственники должны понимать, что нарушения голоса не являются психическими расстройствами даже тогда, когда человек произносит слова без смысла. В большинстве случаев больной прекрасно понимает окружающих. Но даже если это не так, нельзя игнорировать человека. Во время беседы нельзя повышать голос, потому что нарушение речи не является глухотой. Люди после инсульта также чутко реагируют на разный шум, поэтому лучше устранить посторонние звуки при разговоре. Речь собеседника должна быть медленной, разборчивой, а голос спокойным.
Очень плохо на пациента влияет отсутствие общения с людьми. Близким нужно спрашивать мнение пострадавшего, заводить при нем беседы с его участием. Разговаривать с человеком нужно на равных и больше слушать его. Людям после инсульта очень тяжело высказаться и объяснить, что им нужно.
Как восстановить речь после инсульта должны знать все близкие люди больного человека. Важно, чтобы человек не чувствовал себя тяжелой обузой для родных. Только при наличии необходимых знаний, терпения и усилий можно максимально восстановить речь. С помощью положительного настроя можно добиться хороших результатов.
Возможно вам также будет полезна информация про имплантация зубов.
Вопрос-ответ
Можно ли полностью восстановить речь после инсульта?
Восстановление речи после инсульта происходит в большинстве случаев, хотя степень улучшения для конкретного пациента предсказать заранее не получится. На возможность возвращения утраченных функций влияет масштаб повреждения мозга и качество последующей реабилитации.
Сколько стоит занятие с логопедом после инсульта?
3 500 руб. / час.
Что помогает мозгу восстановиться после инсульта?
Восстановлению функций мозга способствует выполнение аэробных упражнений, прогулки на свежем воздухе. Умеренная физическая нагрузка позволяет снизить уровень стресса. Арт-терапия. При отсутствии выраженных нарушений моторики врачи рекомендуют пациентам рисовать, заниматься лепкой.
Советы
СОВЕТ №1
Регулярно занимайтесь с логопедом. Профессиональная помощь специалиста поможет вам разработать индивидуальную программу восстановления речи, учитывающую ваши особенности и потребности. Логопед может предложить различные упражнения для улучшения артикуляции и понимания речи.
СОВЕТ №2
Практикуйте речь в повседневной жизни. Общайтесь с близкими, читайте вслух или рассказывайте истории. Это поможет вам не только улучшить речь, но и повысить уверенность в себе. Не бойтесь делать ошибки — это часть процесса восстановления.
СОВЕТ №3
Используйте технологии для поддержки восстановления. Существуют различные приложения и программы, которые могут помочь в тренировке речи и памяти. Они предлагают интерактивные задания и упражнения, которые делают процесс обучения более увлекательным.
СОВЕТ №4
Не забывайте о терпении и настойчивости. Восстановление речи после инсульта — это длительный процесс, который требует времени и усилий. Установите реалистичные цели и отмечайте свои достижения, даже если они кажутся небольшими. Это поможет поддерживать мотивацию на протяжении всего пути.